08:04

По крыше без крыши Mazda MX-5 Superlight

У автожурналистов - лучшая в мире работа. Они путешествуют по разным странам, катаются на новейших автомобилях, ходят по выставкам, рассматривая машины и рассказывая о них другим. Но есть у них одна мечта, которой редко когда суждено сбыться - поездить на концепт-каре. На машине, которая создана в единственном экземпляре, которая вряд ли попадет в серию, и которая именно этим и уникальна.

Правда, концепт-кары бывают разные - некоторые из них представляют собой лишь пустые пластиковые коробки-кузова на простейшей деревянной или железной раме с колесами, непрозрачными стеклами и плоской пластиковой панелью вместо днища. Такие концепты, понятное дело, без чужой помощи передвигаться не могут.

Но бывают машины, которые ездить не просто умеют, но и специально для этого созданы. Например, "юбилейный" родстер Mazda MX-5 Superlight, дебют которого состоялся прошлой осенью на автосалоне во Франкфурте. И нам, нескольким российским журналистам, удалось прокатиться на концепте по крыше выставочного комплекса "Крокус Экспо" буквально за день до открытия Московского автосалона. Причем не просто прокатиться, а "зажечь" по-настоящему.

С трассой мы знакомились на обычных родстерах MX-5 с жесткой складывающейся крышей - с двухлитровыми моторами и механической КПП. Затем можно было поездить на "Суперлайте" или гоночной MX-5 в произвольном порядке.

Идея концептуального родстера MX-5 Superlight ясна уже из его названия - "Сверхлегкий". Разрабатывая этот автомобиль к 90-летию японского бренда, инженеры "Мазды" поставили перед собой цель максимально снизить его массу. Поэтому MX-5 лишился и складной крыши (вместе с механизмом) и лобового стекла вместе с рамкой, и салона целиком, включая "музыку", кондиционер и всю вспомогательную электронику. Передняя панель у концепта выполнена из стекловолокна и легкого пластика (от серийной машины здесь осталась только приборка), а между сиденьями - ничем не прикрытый, голый металл центрального тоннеля.

Дверных обшивок нет - напоказ выставлены все ребра жесткости, а дверь изнутри открывается с помощью… тросика в силиконовой оплетке. Для усиления кузова и повышения безопасности машины, которая может ездить, но не имеет рамки лобового стекла, в Superlight вживили полукаркас безопасности и установили глубокие карбоновые "ковши" с четырехточечными ремнями безопасности.

В интерьере "Суперлайта" есть и слегка переделанные детали от серийной модели (например, приборка и руль), а есть и уникальные - внутренние ручки дверей, подлокотник для правой руки, рукоятка КПП и сиденья.

В результате, масса MX-5 Superlight снизилась с почти 1200 до 995 килограммов. Желая доказать эффективность уменьшения массы автомобиля, инженеры установили на концепт совершенно серийный двигатель 1.8 мощностью 126 лошадиных сил, с которым "сверхлегкий" родстер разгоняется с нуля до ста километров в час за 8,9 секунды. Это на секунду быстрее серийной машины, и всего на секунду медленнее, чем 160-сильная версия MX-5 с двухлитровым мотором.

У Mazda MX-5 Superlight нет дверных ручек, и противотуманных фар, а единственное зеркало заднего вида расположено по центру кокпита на торчащей ножке.

Но если мотор не остался нетронутым, то подвеска подверглась серьезным доработкам - колея автомобиля была расширена на 50 миллиметров, а в подвеске штатные пружины и амортизаторы заменили на "винтовой" комплект Bilstein B16. Плюс, установили на Superlight четырехпоршневые тормоза и колесные диски от двухлитрового родстера.

Перед тест-драйвом концептуального "Суперлайта", который для нашей группы проходил по мокрому асфальту с большими лужами, я ждал длительного инструктажа - тут не гнать, тут тормозить раньше, скольжениями (системы стабилизации на концепте нет) не увлекаться… Ведь всего через день эта же машина должна была занять центральное место на стенде Mazda на ММАС-2010!

"Суперлайт" - классический спайдер, только без лобового стекла.

Однако ничего этого не было и в помине - вот машина, вот трасса - садись, езжай. Правда, сначала надо устроиться в тесном ковше, пристегнуться четырехточечными ремнями, одеть открытый коричневый шлем с забралом, запустить кнопкой мотор и…

Ощущения невероятные! Словно едешь на большом карте. В лицо летят брызги от луж, довольная ухмылка на лице растягивается от набегающего ветра пропорционально росту скорости, а рев мотора с доработанным выпуском от Mazdaspeed отлично слышно даже через толстые "беруши" шлема. До какой скорости я разгонялся - не знаю: не до спидометра было.

Лужи - самая эффектная и запоминающаяся часть тест-драйва: после пары проездов, футболку водителя можно было отправлять в сушку.

По сравнению с обычными MX-5, на которых мы проехали несколько ознакомительных кругов по импровизированной трассе на крыше "Крокуса", "Суперлайт" действительно кажется легким и более механическим, что ли. Эти ощущения усиливает и стопроцентный обзор - вид на дорогу ничего не загораживает, и плотная подвеска вкупе с жестким кузовом, и очень цепкие тормоза, которые заставляют шины взвизгивать при активном замедлении.

Да и ездовой характер у версии Superlight интереснее, чем у обычного родстера: если справиться с недостаточной поворачиваемостью на входе в поворот ("морда" ведь стала еще легче) и чуть сильнее нажать на газ, то переход к избыточной поворачиваемости происходит почти моментально. При этом скольжение задней оси начинается резко и требует оперативной коррекции рулем - иначе разворот.

В гоночном MX-5 чувствуешь себя более защищенным - здесь есть и лобовое, и боковые стекла, а также мощный каркас безопасности.

Хочется еще "острее"? Пожалуйста! На мероприятии была еще одна версия MX-5, которая оказалась злее "Суперлайта" - это гоночный родстер, который в прошлом году участвовал в соревнованиях Mazda Open Race на итальянском автодроме Adria International Raceway. Эта машина тоже весит около тонны, но оснащена 170-сильным мотором с прямоточным выпуском, гоночной подвеской Sachs и полноценным каркасом безопасности. В салоне - один "ковш" с пятиточечными ремнями, замшевый "бублик" руля и передняя панель от MX-5 с несколькими дополнительными приборами.

Впечатления после первого круга - вот такой и должна быть настоящая "Эм-Икс Пять": острой, точной и очень цепкой в поворотах. Даже на мокром асфальте шины MX-5 Open Race держатся за покрытие гораздо дольше, чем на обычном родстере или "Суперлайте", но и в скольжение автомобиль срывается еще резче и потому требует моментальной реакции от водителя. И в этом весь смак - нащупывать передними колесами "зацеп" на мокром асфальте, ловить заднюю ось на выходе из очередного поворота и наслаждаться заднеприводными повадками маленького японского родстера.

Хотите простую, понятную и, главное, азартную машину для трек-дней - покупайте подержанный "Эм-Икс" и экспериментируйте. Тюнинговые комплекты и отдельные "спортивные" узлы для этой модели выпускают десятки фирм в Японии, Европе и США.

Но… Отведенные на заезд три круга кончились слишком быстро, хотя многие из нас с удовольствием провели бы за рулем гоночной МХ-5 на трассе целый день. И теперь я еще больше завидую своему коллеге, который ездит на родстере уже второй месяц и получает удовольствие от этой машины каждый день. Ведь у серийного "Эм-Икса", его гоночной версии и концептуального "Суперлайта" гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Михаил Цымбал

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: