03:57

Skoda Yeti. Hard test

В рамках подготовки одного пока секретного проекта довелось полторы недели утюжить дороги Красноярского Края, Хакасии, Иркутской области и Бурятии на небесно-голубой Skoda Yeti. Маршрут пока также весь абсолютно засекречен, но фотографии расскажут о многом, а особо пытливые и эрудированные читатели смогут связать некоторые очевидные точки на карте в приблизительную нитку пути. До последнего дня поездки я не предполагал делать из этой истории какой-либо материал. Однако осознание, что я — один из немногих, кто ездил на этом милом кроссовере в ТАКИХ условиях, заставило побороть природную лень.

О машине подробно рассказывать не стану — кому любопытно, может перечитать материалы нашего зимнего теста в Карелии, где Yeti завоевал всеобщую любовь и признание.

В Красноярске меня ожидал внеплановый сравнительный тест-драйв кроссовера Yeti и… седано-хетчбека Skoda Superb. Superb с автоматической трансмиссией, великолепно доставивший меня из аэропорта до города, оказался дороже аскетичной Skoda Yeti с «механикой» всего на… 50000 рублей! Да, моторы у них одинаковые, да, у Superb за эти деньги нет полного привода, но разрыв в комфорте — колоссальный. А потому — очень рекомендую, придя в салон за Yeti, взвесить все «за» и «против». Вспомните, как часто вам нужен полный привод и увеличенный клиренс. Готовы ли вы за них лишиться столь просторного салона, большего багажника, потрясающей плавности хода и более дорогих материалов интерьера. Каюсь, я бы дезертировал из стана «джиперов» в обширные массы «недоприводов» и, краснея, затерялся бы в толпе. Тем более, далекий от высокой эстетики экстерьер Superb никогда не заставит прохожих оборачиваться на ваш автомобиль, не то что кокетливый Yeti!

Автомобиль был получен с 3900 км на счетчике у красноярского дилера Skoda — «Медведь–Восток». Комплектация бедненькая, простенькая музыка, обычный кондиционер вместо климата, но на это обращаешь внимание лишь в случае, если доводилось поездить на «фаршированных» Yeti. Функциональной же ущербности ровно никакой. Да и времени разглядывать — нет.

Асфальт в Красноярском крае — на общероссийском фоне — весьма достойного качества, даже несмотря на весну. В начале июня здесь еще не везде сошел снег, а если дорога уходит в сопки, то уже и сугробы — не редкость. Прямых участков немного, лента магистрали все время вьется меж складок рельефа и одиноких населенных пунктов.

Судьбы автомобилей — тоже разные. Вот как надо было насиловать ЗиЛ 157, чтобы он усох до таких размеров? А такая надпись на стекле Lexus — разве не мечта каждого автопроизводителя?

Машина не перестает удивлять небольшими кренами и неожиданной покладистостью — управляется Yeti интуитивно на любой скорости. А не увлечься на «каблучке» скоростью — весьма непросто: все 152 силы (за лишние 2 «лошадки» поверх 150 отдельное «спасибо» представительству Skoda просили передать благодарные налогоплательщики) мотор выдает честно, наделяя кроссовер очень хорошей динамикой практически на любой разумной скорости. Главное — не запутаться в хитросплетениях шести ступеней механической коробки передач, приноровиться к длинноходному сцеплению и не опускать обороты двигателя ниже 1800 — за этой отметкой чернеет бездна турбоямы. Если все время идти на турбоподхвате и шпорить «табун» от всей души, то расход топлива по трассе с приемлемых 9 литров на «сотню» тут же вырастает до вполне «взрослых» 13. Мы шпорили все время, благо сотрудники ДПС в этих краях встречаются редко и достаточно безобидны, а расстояния между городами такие, что если ездить в рамках ПДД — придется увеличить сроки командировки в полтора раза.

Настоящее же испытание для подвески настало, когда мы отправились на восток. Въезжаешь в Иркутскую область — и сразу прощаешься с приличным асфальтом. От Тайшета до Нижнеудинска — вечный ремонт дороги, объезды и ухабы. Даже свежеположенный асфальт тут же трескается и рассыпается в крошку. Ближе к Иркутску жизнь налаживается, но множество не обозначенных знаками ям в половину колеса делает езду крайне напряженной. А серпантин Иркутск-Улан-Удэ… особенно после Листвянки… сказка! Ямы огромные. Причем они настолько непредсказуемы, что если такое «минное поле» открывается перед тобой на выходе из закрытого поворота, то не впороться — почти невозможно; остается лишь лавировать меж «канализационных люков» и асфальтовых рифов высотой по фары. Знаки — заповедное явление. Их здесь не ставят, а если и ставят, чаще всего информация не актуальна. Часто бывает — стоит ограничение скорости, запрет обгона и предупреждение о неровной дороге, а встречаешь две микротрещики на отличном асфальте. Затем стоит знак «конец всех ограничений», ты пришпориваешь, и через несколько сотен метров — чуть ли не котлован поперек дороги. Чтобы не пасть жертвой этой русской рулетки, надо либо тренировать чутье, либо ехать все время очень спокойно, с запасом на торможение.

Удивительная страна. В разных ее частях закаты совершенно не похожи друг на друга. Так полыхает небо Хакасии. А еще мы настолько богаты, что можем позволить себе разбрасывать катера по берегам Енисея.

Подвеска настроена великолепно. В 95% она на «отлично» отрабатывает все швы, стыки, ямы и ступеньки. Но и на старуху бывает проруха. Первый недостаток — слишком подробное повторение профиля дороги на обычных «дачных» грунтовках, изобилующих небольшими в диаметре, но глубокими ямами и торчащими из укатанного грунта ядрами камней. Второй «косяк» Yeti унаследовала от родительской Octavia. Помнится, когда года три назад мне довелось ездить по маршруту Иркутск — Владивосток на Skoda Octavia Scout, машина огорчала пробоями задней подвески. На Yeti проведена огромная работа над ошибками, но если машинку хорошенько загрузить, переборщить со скоростью и траекторией, то эффект напоминает о себе. Особенно если машина уже не новая, и амортизаторы начали хоть чуть сдавать позиции.

На побережье Байкала есть не только множество горных, каменистых и болотистых дорог, можно отыскать и натуральные дюны, как в Куршской косе. Несмотря на отсутствие пониженного ряда в трансмиссии, Skoda уверенно штурмует пески до тех пор, пока мотор работает в зоне турбоподхвата. Оптимальный режим движения — первая передача и 3-4 тысячи оборотов. Если не уследить за тахометром и «уронить» стрелку — «посадка» будет быстрой и неминуемой. Тронуться повторно уже не удастся — для этого нужен недюжинный крутящий момент на малых оборотах и «медленная» трансмиссия. Потому, когда мы один раз все-таки «прилипли», пришлось воспользоваться домкратом: вывесить закопавшиеся по диагонали колеса и поставить их на «дрова».

Продолжая тему внедорожных талантов, хочется отметить, с одной стороны, скромную геометрическую проходимость — Yeti регулярно бьется о землю клювом и порогами, а с другой — хорошо настроенную вспомогательную электронику. На грунтовых серпантинах включенная кнопка Off-Road позволяет гораздо спокойнее спускаться с крутых горок, а на диагональных вывешиваниях слышно как что-то где-то похрустело, и автомобиль уверенно движется дальше к цели. Эх, если бы не извечный недостаток тяги! Уж «понижайку» не прошу, редкость в наши дни, но «автомат» бы только добавил вездеходного потенциала.

На закуску — раллийный доп. Из мест ссылки Железного Феликса дремучими лесами пробирался я незаметно к Енисею. Трафика нет, грейдер ровный, поворотов несчетное количество и один другого интереснее. Знай — пришпоривай, особенно с «ослабленной» системой стабилизации (полностью ESP не отключается). И красота кругом такая, что душа поет соловьями.

Переезжаю по мосту речушку бурную, дай, думаю, кадр запечатлею здесь памятный. Пока затвором щелкал, глядь — а правое заднее колесо-то почти спущено! Очень жаль, что нет датчика давления в шинах, эта опция на наших дорогах была бы крайне актуальна.

Запасное колесо — «полудокатка». Иными словами, уже не «докатка», но еще и не полноценное колесо. Размер чуть меньше штатного, а на диске наклеены предупреждающие таблички об ограничениях скорости. Издержки компактной компоновки — полноразмерное колесо в нишу не влезает.

Подъезжаю к переправе. Навстречу, отчаянно борясь с быстрым течением, коптит сажей паром. Но рано радовался: во-первых, это последний рейс на сегодня, во-вторых, из-за подъема уровня Енисея в день на 30 см и невозможности заезда/съезда автомобилей, он возит лишь пешеходов. Прекрасно! До Красноярска — 140 км, а я не могу перебраться на тот берег.

Если же возвращаться вокруг, то крюк выйдет в полтысячи километров! К тому же лампочка уровня топлива вот-вот разгорится ярким пламенем. Заправок в поселке нет, как нет и магазинов, гостиниц, да и вообще такого понятия как инфраструктура.

Увидев пожарную часть, я отправился на поклон к рыцарям багра и брандспойта. Логика проста: они либо сами могут поделиться топливом, ведь пожарные машины обычно бензиновые, либо дадут контакты местных подпольных нефтяных магнатов. Расчет не подвел; через десять минут я уже колесил по поселку в поиске заветного сарая, где умеренно алчный мужик с радостью продал мне канистру 92-го по 26 рублей за литр. Живем!

Обратный путь был куда веселее. Не часто выпадает шанс пронестись повторно по спецучастку, в который только что «вкатался». Кто бы мог подумать, что Yeti окажется настолько азартным боевым снарядом! Яркий темперамент и точнейшая управляемость совершенно не вяжутся с обликом этакого добряка и лучшего друга плюшевой копии снежного человека в масштабе 1:43.

Красноярск, 7 июня. Занавес. На одометре — 10766 км, то есть на шины намотано 6866 км. Поломок нет, «глюков» не обнаружено, машина спокойно переваривала любой предлагаемый бензин. Я запросил диагностику подвески и остаточного ресурса амортизаторов. Результат весьма радужный — подвеска полностью исправна, ресурс амортизаторов выработан на 20%. Проверено дорогами Сибири!

Текст и фото Алексей МОЧАЛОВ

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: