15:46

День сурка

На улице - вновь далеко за +30 по Цельсию, меня опять "упаковывают" в пятиточечную сбрую ремней безопасности в штурманском кресле Skoda Fabia S2000, и я снова пожимаю руку взмокшему, но улыбающемуся Яну Копецки, заводскому пилоту команды Skoda Motorsport. Дежа вю? Почти - если прошлой осенью мы встречались с ним на асфальтовом Ралли Барум в Чехии, то теперь нас ждет "ко-драйвинг" по грунтовой трассе на итальянском острове Сардиния, сразу после завершения одноименного этапа Intercontinental Rally Challenge.

Работа пилотов "Шкоды" - не только выигрывать гонки, но и участвовать в "пиар-мероприятиях". Например, катать журналистов в жару после трехдневной, очень напряженной гонки. Но на лицах Яна (на фото за рулем) и Юхо всегда играют улыбки - они любят свою работу.

- Сегодня жарко, - говорит Ян, потягивая немного мутную жидкость из большой пластиковой бутылки (как потом выяснилось, это энергетический напиток, который пилоты пьют и во время гонок). Мы ждем, когда с трассы вернется вторая "Фабия", которую пилотирует победитель Ралли Сардинии Юха Хяннинен…

- Мы, кстати, уже "катались" вместе, в прошлом году, в Чехии, - пытаюсь я поддержать разговор.

- О, правда?! - оживляется Ян. - Но сегодня покрытие совсем другое, и совсем другие ощущения. Сейчас сам в этом убедишься. Трасса интересная - мы проедем ее примерно за две с половиной минуты.

- Но не переживай, я выучил ее со своим штурманом наизусть, - добавляет он с улыбкой.

Пытаюсь ответить, что "ничуть не переживаю", но мои слова тонут в грохоте заводящегося двигателя: механик, увидевший приближающуюся машину Хяннинена, дал Яну команду на старт и захлопнул дверь. Копецки щелкает переключателем "переговорки" и я слышу в наушниках бодрое "Окей, поехали!".

В "покатушках" участвовали те же автомобили, на которых Хяннинен и Копецки буквально накануне заняли первое и третье места на Ралли Сардинии. Машины выдержали и гонку, и наши заезды - механикам приходилось лишь менять покрышки, да проверять уровни жидкостей и состояние подвески.

Медленно выруливаем с парковки и катимся по грунтовой дороге, петляющей между высокими кустарниками в сторону холмов - ждем, пока осядет пыль после машины Юхо. Как же тут жарко! Под палящим итальянским солнцем воздух в салоне раллийной Fabia S2000 раскаляется за считанные секунды.

Чуть впереди на дороге виднеется свежевырытая колея. "Место старта", - едва успеваю подумать я, как "Фабия" с ревом и мощной пробуксовкой срывается с места: помчались! Динамика разгона на пыльном каменистом грунте невероятная - Ян отщелкивает передачи одну за другой, и к первому повороту мы подлетаем на скорости уже за "сотню".

Короткий сброс газа, неуловимое движение рулем - через перегиб дороги машина переваливается чуть боком. "Держак" покрышек великолепный! Едва разгруженные колеса вновь впиваются в грунт, как разгон продолжается с еще большей эффективностью. Небольшой прямик, на котором Копецки выкручивает пятую передачу почти "в звон" и жесточайшее торможение перед крутым правым поворотом, исполосованным колеями с торчащими из них камнями. Очередное короткое, точное движение рулем и Fabia S2000 ныряет вправо. Ох, какая тут подвеска: жуткие с виду кочки заставляют машину лишь слегка подрагивать - мощнейшие амортизаторы со штоками, толщиной в руку, очень эффективно отрабатывают любые неровности.

Еще один короткий прямик, на котором я успеваю заметить, что в салоне уже не так жарко и что система вентиляции салона хорошо продумана, как ремни вновь впиваются мне в плечи: мощнейшее торможение с поворотом… в никуда! Впереди только небо!

Ощущения от езды по грунту кардинально отличаются от асфальта во всем, кроме одного - динамика раллийных "Фабий" одинаково впечатляет что на твердых покрытиях, что на сыпучих...

Мы добрались до вершины холма и поворот налево скрывается за перегибом, через который мы перелетели с разгруженной подвеской, в боковом скольжении - потому то в моем окне было видно только небо. Теперь нас ждет спуск по закрученному, очень узкому грунтовому серпантину. Справа - обрыв, слева - отвесная каменистая стена. Бодрит!

Ян, выкрутив третью передачу, оттормаживается перед правым поворотом "под себя" и, потянув ручник, закручивает машину внутрь шпильки. Едва "Фабия" нацеливает нос на апекс, как гонщик тут же начинает ускоряться, распрямляя траекторию за счет пробуксовки всех четырех колес. Раллийный хэтчбек, лишенный межосевого дифференциала, буквально вгрызается в грунт, раздирая зубастыми покрышками покрытие и расшвыривая камни на несколько метров в стороны.

"Зацеп" покрышек даже на пыльном грунте Сардинии - невероятный. Без скольжений, конечно, не обходится, но динамика торможения, разгона и перегрузки в поворотах впечатляют!

На выходе из следующего поворота задние колеса "Фабии" попадают на набросанную во время предыдущих проездов кучу пыли, и машина тут же пытается встать поперек дороги. Ян на мгновение сбрасывает газ, корректируя занос глубоким контрвыпадом руля, и вновь утапливает педаль газа. Как и на асфальте, чешский пилот рулит очень скупо, направляя автомобиль лишь короткими поворотами руля с одновременным торможением левой ногой.

Еще несколько изрытых колеями шпилек и мы разворачиваемся "на ручнике" на крошечном пятачке - в тот же момент нас догоняет туча пыли, которая врывается в салон, забивается в нос и потом еще долго скрипит на зубах…

- Сейчас поедем обратно, только пыль немного усядется, - говорит Ян. Он совершенно расслаблен - для него это просто "покатушки".

- Если сравнивать с боевыми "допами", насколько быстро мы сейчас ехали? - спрашиваю я, пользуясь короткой передышкой.

- Процентов на 90, я думаю, - отвечает Ян. Скорее всего, преувеличивает, хотя ехали мы действительно быстро.

Трасса, по которой пилоты "Шкоды" катали журналистов, не входит в состав допов Ралли Сардинии. Однако здесь была и скоростная секция, и серпантин с "затычными" поворотами, и даже небольшой трамплин.

Впереди, сквозь поредевшее облако пыли виднеется дорога, и мы вновь рывком срываемся с места. Теперь трасса идет вверх, однако "Фабия" ускоряется с невероятным энтузиазмом. Пока мы находимся на подъеме, есть время повнимательнее посмотреть за работой Яна. Левая нога постоянно находится на тормозе, а правая - "играет" педалью газа. Впрочем, иногда Ян задействует педаль сцепления: в основном, при переходе с первой на вторую передачу - наверное, бережет машину, избегая совсем уж ударных нагрузок на трансмиссию.

Пытаюсь понять, насколько трудно штурману читать стенограмму при езде по такой дороге. Сложно, но можно, несмотря на то, что машину бросает то вверх-вниз, то вправо-влево. Плюс, в салоне очень шумно - ревет мотор, грохочет трансмиссия, по аркам и днищу громко барабанят камни…

Добираемся до скоростной секции импровизированного "допа": на длинном прямике скорость подбирается к отметке 170 километров в час. Удар по тормозам и скоростной правый поворот, который проходится примерно на 130 километрах в час. Вновь мощнейший разгон, после которого нас ждет едва заметный перегиб - на нем Fabia S2000 неожиданно отрывается от дороги примерно на метр-полтора, летит над землей и, упруго приземлившись, несется к финишу. Ух-х! Это было отличное завершение поездки!

После трамплина Skoda Fabia S2000 пролетала по воздуху метров 5-7. Но и этих секунд полета хватало на то, чтобы после приземления физиономия пассажиров расплывалась в довольной улыбке.

Дубль два

Забавно, но мы - журналисты, собравшиеся на Сардинии на "ко-драйвинг" с пилотами Skoda Motorsport, - можем оказаться последними, кто видел раллийную "Фабию" первой эволюции на гоночной трассе в заводской раскраске. Уже на следующем этапе IRC, Ралли Бельгии, гонщики "Шкоды" пересядут на обновленную машину, так называемую Fabia S2000 evo 2.

Именно ради премьеры новой машины представителей автомобильных СМИ из Италии, Германии, Великобритании, Чехии и России привезли на итальянский остров. Макет новой Fabia S2000 был представлен весной, на автосалоне в Женеве, однако покрывало с полностью готовой к соревнованиям машины впервые сняли именно здесь, на Сардинии.

У каждой раллийной Fabia S2000 есть индивидуальный номер кузова. Представленный на Сардинии обновленный "Супер" имел номер 34 - это значит, что помимо него на гоночных трассах ездят еще 33 "Шкоды".

Слово "эволюция" - действительно наиболее подходящее для обновленной Fabia S2000. По словам инженеров Skoda Motorsport, кардинальные изменения в конструкцию раллийной "Фабии" не вносились - незачем. Чешский "Супер" и так получился быстрым и надежным. Поэтому все новшества свелись к увеличению колеи автомобиля (чехи выбрали оставшиеся 22 миллиметра до разрешенных правилами 1820 миллиметров), к установке новой головной оптики и капота от обновленной "гражданской" Skoda Fabia, а также к легкой модернизации аэродинамики - появился новый передний бампер с крупным воздухозаборником и увеличенными воздуховодами для охлаждения тормозов, новый задний спойлер и задний бампер.

Несмотря на то, что техтребованиями класса S2000 атмосферные двухлитровые моторы разрешено форсировать до 280 лошадиных сил, инженеры Skoda решили не переделывать существующий агрегат, и ограничились лишь его перенастройкой. В результате, мощность двигателя и максимальный крутящий момент выросли на 5 лошадиных сил (до 270 сил) и на 5 Нм (275 Нм) соответственно. Вот, собственно, и все новшества.

Хотя… Возможно инженеры Skoda Motorsport просто не хотят раскрывать все секреты - неспроста же обновленный "Супер" приступил к первым тестам еще в конце прошлого года?

Тесты рестайлинговой Fabia S2000 начались еще в ноябре прошлого года. Однако гоночный дебют новинки состоится лишь в конце июня, на бельгийском этапе IRC.

Who is Juho?

Улыбчивый финн Юхо Хяннинен в 2009-м, дебютном году чувствовал себя в "Шкоде" не совсем уверенно. Еще бы, ведь он невольно оказался в тени Яна Копецки - опытного чеха, выступающего за национальную команду. Да и результаты в прошлом году у него были… "так себе": шестое место по итогам сезона и единственная победа на Ралли России, где пилоты Skoda Motorsport в отсутствие конкурентов сделали дубль.

Однако в текущем сезоне ситуация кардинально изменилась: Юхо сейчас безоговорочный лидер серии, и останется им по крайней мере еще на один этап при любом исходе бельгийской гонки - он на 11 очков опережает своего ближайшего преследователя, у него две победы, а впереди еще четыре гравийные гонки, на которых 28-летний финн чувствует себя более чем уверенно. Вот и на пыльной Сардинии Юхо стал первым, дождавшись ошибки Криса Мика и не подпустив затем на расстояние атаки своих конкурентов.

За ужином после журналистских "покатушек" Юхо неожиданно оказался за "русским столом" - один, без сопровождения "пиарщиков". И если поначалу Хяннинен чувствовал себя неуверенно, то к концу вечера с удовольствием разговорился!

Юхо Хяннинену приходится привыкать к вниманию журналистов в ускоренном темпе - он лидирует в личном зачете серии и имеет все шансы побороться за титул.

- Ралли Сардинии - очень сложная гонка. Даже несмотря на то, что я люблю грунт и гравий. Здесь непростое покрытие - камни и плотная земля, но все это сверху припорошено толстым слоем мельчайшей пыли. Очень скользко.

- Жаль конечно, что серия IRC пока не настолько популярна, как гонки чемпионата мира. То же Ралли Сардиния, когда оно входит в календарь WRC, собирает куда больше болельщиков и участников. Не то что сейчас…

- Чего я жду от следующей гонки в Бельгии? Сложно сказать. Мне пока не хватает опыта асфальтовых выступлений - моя вторая в карьере гонка на таком покрытии состоялась полтора года назад! Можете представить себе, какая разница в опыте у меня и других пилотов IRC. Помню, в той гонке (что это была за гонка, Юхо не уточнил, - примечание Ленты.Ру) я проигрывал конкурентам какие-то огромные времена. У меня ничего не получалось. Но затем я постепенно начал вкатываться, и к концу соревнований примерно понял, как надо ехать по асфальту. Помню, как я радостно спрашиваю у штурмана - "ты заметил, насколько мы прибавили по ходу гонки?", а он отвечает - "не-а". Я тогда сказал ему, что он балбес…

- Конечно, в Бельгии я собираюсь побороться хотя бы за очки. Но это непростая гонка, там очень гладкий и скользкий асфальт - из-за пыли, которая скапливается на нем.

- Перспективы перехода команды Skoda в WRC? Нет, я не могу говорить на эту тему. Да и сказать пока нечего - я слышал, что этот вопрос все еще обсуждается.

- Разница между машинами S2000 и болидами WRC? Безусловно, очень существенная. Примерно такая же, как и между "суперами" и автомобилями класса "продакшн". То есть, "Импрезы" и "Эво" проигрывают S2000 секунду-полторы с километра, и на столько же "суперы" отстают от автомобилей WRC. С другой стороны, машины S2000 легче и компактнее, и на них очень интересно и приятно ездить!

Финский пилот охотно говорит не только про гонки - к примеру, нам он рассказал о том, что взятки берут не только российские гаишники (у Юхо был неприятный момент на прошлогоднем Ралли России, когда он едва не лишился прав), но и дорожная полиция в той же Чехии. При этом в Финляндии никому и в голову не придет предложить полисменам деньги - по словам Юхо, это в принципе невозможно.

- На чем я передвигаюсь в обычной жизни? На Skoda Octavia RS. С бензиновым мотором. Езжу аккуратно - в Финляндии все ездят очень аккуратно. Такая у нас культура вождения. Да и полиция суровая - даже за мелкое нарушение могут остановить и провести воспитательную беседу. Помню, как-то один раз я выехал одним колесом за сплошную линию, совершенно случайно, так за мной рванули три полицейские машины с мигалками. Три! Правда, я отделался лишь разговором.

- Узнают ли меня в Финляндии? Пока нет. Серия IRC пока не очень популярна в нашей стране, и я там куда менее известен, чем Микко Хирвонен или Кими Райкконен, - улыбается Юхо. - Мой менеджер после победы на Сардинии прислал sms-сообщение, что-то вроде "как прилетишь домой - может, я тебя выведу из аэропорта через черный ход, а то фанаты, сам понимаешь". Издевается!

- А вообще дома я бываю не очень часто - чуть больше 100 дней в году. В остальное время - подготовка к гонкам, поездки и так далее…

- Мое отношение к Жене Новикову? Талантливый парень! Только мне кажется, что он немного поторопился с приходом в WRC. На его месте, я бы год или два провел в сериях попроще - на машинах S2000 или класса P-WRC, набрался бы опыта, изучил трассы. Ведь ему всего 19 лет - он еще очень молод, и у него есть время. И я помню, как мы с ним боролись на Ралли Японии в 2008 году. Женя ехал очень быстро, и если бы не технические проблемы, возникшие на его машине на последнем допе, я бы вряд ли выиграл ту гонку.

Михаил Цымбал

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: